40 лет Lancia Stratos

Представляю свой очередной опус, на этот раз, посвященный одной из легендарнейших машин – Lancia Stratos – для знатоков это имя говорит само за себя. Автомобиль, совершивший революцию в автоспорте, один из самых ценных автомобилей в истории Lancia, и видимо один из самых ярких автомобилей за всю историю автомобилестроения, мечта любого коллекционера и фаната Автомобиля!!! Часть I – Stratos Zero Ровно 40 лет назад, в 1970 году на Туринском Автомобильном Шоу, Bertone был впервые представлен прототип Stratos Zero. Сказать что он был шокирующим и вызывающим для того времени – не сказать ничего. Даже спустя 40 лет такой автомобиль смотрится футуристично, а в 70-х он намного опередил свое время. Главным дизайнером выступил Марччело Гандини, создатель таких машин как, Alfa Romeo Montreal, BMW 5 Series, Bugatti EB110, Cizeta Moroder V16T, Lamborghini Countach, Diablo, Miura и много-много других легендарных автомобилей… Столь радикальный образ Stratos получил благодаря обширным тестам в аэродинамической трубе, он похож на крыло, на космический корабль, но никак не на автомобиль того времени. Видимо за такой космический вид его и назвали Stratos’ом – выходцем из Стратосферы. 

По компоновке этот автомобиль так же не прост, как и внешне, самый заметный элемент это лобовое стекло, выполняющее одновременно роль двери, крыши и лобового стекла. Представьте себя на месте водителя, что бы усесться в него, надо было проделать очень интересные телодвижения. Мотор скромный по объему 1,6, но не скромной даже по современным меркам мощностью (115-132 силы), достался в наследство от Fulva, успешно защищавшую в то время честь Lancia в ралли. Только в отличии от Фульвии с её передним приводом, мотор и коробку разместили за пилотом, тем самым переведя машину в ранг среднемоторных заднеприводников.

Так плюс ко всему построено все это было на пространственной раме с обшивками из фибергласса. Конструкция априори подразумевала отличные ходовые свойства… Но это был всего лишь прототип, а они как известно редко попадают в серию. Часть II – Lancia Stratos Успех автомобилю был обеспечен еще при создании, но все-таки он мало подходил для серийной продукции. Возможно, на этом история проекта и остановилась бы, если бы не руководитель спортивной команды Lancia - Чезаре Фьорио. В конце 60-х Lancia HF была на подъеме, выступая на Lancia Fulvia Coupe HF и Lancia Flavia Coupe Zagato победы следовали одна за другой. Но конкуренты в лице Alfa Romeo, Renault-Alpine, Porsche, Ford – уже во всю поджимали, необходим был прорыв, и этим прорывом мог стать Stratos. Но не все так просто, регламент FIA тех лет, требовал омологации в 500 дорожных машин, тем самым закрывая дорогу «корчам». Потому производители подготавливали автомобили для соревнований из массовой продукции. Строить 500 машин специально под соревнования, проводить сертификацию и другие необходимые процедуры для получения дорожного сертификата было экономически не выгодно, да и возможно, никто об этом не задумывался. Но на то они и Легенды, что бы ломать стереотипы. И Stratos стал первым автомобилем специально запущенным в серию ради одной цели – ПОБЕЖДАТЬ. Но путь от прототипа до конвейера (условного в данном случае) долог и тернист. И в этом не легком пути Stratos изменился кардинально, как внешне, так и по начинке. Теперь за пилотом находилась не V-образная 4-ка, а великолепный 2,5-литровый V6 от Ferrari Dino. Подвеска же представляла из себя классическую двухрычажную схему спереди и компромиссный MacPherson сзади. Кузов все так же был выполнен по гоночным каноном с применением самых передовых технологий. И в итоге в 71 году, на все том же Туринском автосалоне был представлен предсерийный Stratos HF А уже через год в 72 году, все там же в Турине был представлен уже окончательный вариант. Мотор Ferrari развивал 190 сил, и позволял разгоняться Лянче до 100 км/ч за 6,8 секунды – результат достойный даже по современным меркам. Уже в ноябре машина начала принимать участие в соревнованиях в качестве прототипа, но великое будущее было впереди. В 74 машина встала на «конвейер» и в этом же году была получена омологация, что открывало ей дорогу в мировое ралли. К этому времени конструкция была хорошо откатана и не вызывала вопросов по надежности. Моторы для боевых машин, естественно, специально подготавливались и развивали от 250 до 305 л.с. в атмосферном варианте и 360-560 л.с. в версии с надувом... на заднем приводе... без электроники... 78-ой год стал последним официальным участием Stratos’а в мировом ралли, но не смотря за свою недолгую жизнь он успел взять 3 чемпионата мира по ралли (1975, 1976, 1977), а частники успешно выступали на нем вплоть до 1981 года. Как итог Стратос открыл новую эру мирового ралли, именно он явился первой ласточкой гонки вооружений, которую позже назовут Group B, но это уже совсем другая история… Часть III – Современность В 2005 году Lancia подготовила концепт Stratos, который предполагалось выпустить к 100-летию фирмы, но планы так и остались планами, а жаль… А для желающих приобщиться к легенде осталось всего 2 пути: 1) Купить оригинальный Stratos, который будет стоить… много 2) Купить кит-кар и собрать его у себя в гараже – выйдет это дешевле, и по сути не будет Стратосом, но блин хочется))) При подготовке статьи использованы материалы www.alfisti.ru, а так же www.vintagegarage.ru и www.belrace.ru