Классификация автомобильных багажников

Статистика, которая знает все, утверждает: основную часть времени багажники практически не используются. В то же время изредка такая потребность возникает, и владельцы их набивают, что называется, под завязку. При этом внутреннего объема автомобиля нередко не хватает, и тогда в ход идут внешние автобагажники. Еще совсем недавно практически не было альтернативы корзине из металлических прутьев. Люди старшего поколения хорошо помнят лежащие на таких конструкциях огромные тюки, привязанные чуть ли не бечевкой.

Сейчас ситуация изменилась: автомобили увеличились в размерах, а багажники претерпели ряд усовершенствований, сделавших удобной перевозку любых грузов — от тюков и коробок до лодок и велосипедов. Так что сегодня стоит совсем другая проблема — широкий ассортимент. Теперь, чтобы не ошибиться с выбором, важно определиться с предназначением багажника. Но пойдем по порядку и начнем с места расположения.
Багажник позади автомобиля

В большинстве случаев такой багажник применяется для размещения спортивного снаряжения — велосипедов летом, лыж и сноубордов зимой. Изредка встречаются закрытые боксы. В качестве места крепления может использоваться:

* Задняя дверь. Достоинства — удобство погрузки и низко расположенный центр тяжести. Недостаток — дополнительная, не предусмотренная изначально нагрузка на заднюю дверь и ее механизмы.
* Запаска на задней двери (это характерно для внедорожников). Плюсы и минусы — те же.
* Шар фаркопа (прицепного устройства). Важный плюс этого способа — универсальность. Кроме того, в отдельных случаях площадка багажника способна наклоняться вниз, что упрощает доступ.

Общий для всех вариантов недостаток — ограничение обзора и, что главное, увеличение длины. Это затрудняет парковку задом. Даже парктроник поможет лишь отчасти: он дает расстояние до препятствия от бампера, а размер багажника придется вычитать в уме.
Багажник на крыше

Это наиболее распространенный способ размещения багажника. Существует множество разновидностей под разные типы грузов. При этом почти все они имеют похожую трехслойную конструкцию: нижний слой — крепление, средний — поперечины, верхний (необязательный) — зависит от предназначения.
По способу крепления на крыше выделяют такие варианты.

* Водостоки. Существуют в основном у ВАЗ, а также у особо старых иномарок. Крепления все похожи: обтянутый резиной упор и фиксирующая скоба. Плюс — расположение по всей длине крыши и возможность произвольного размещения поперечин.
* Штатные места крепления поперечин. Упоры крепятся болтами к специальным выемкам. Основной минус — отсутствие универсальности, порой даже в рамках одного модельного ряда. О совместимости речь не идет, а где нет выбора — там высокие цены.
* Рейлинги (продольные металлические дуги). Поперечины крепятся в любых удобных местах при помощи зажимов с характерным изгибом. Это универсальный вариант благодаря совместимости и распространенности самих рейлингов. Недостаток — более высокий центр тяжести относительно других вариантов, что негативно влияет на управляемость автомобиля.
* Т-образные направляющие. Внешне напоминают рейлинги, встроенные в крышу, что роднит их также со штатными местами. К преимуществам рейлингов добавляется не столь высокий центр тяжести.
* Крепления на дверных проемах. Этот способ подходит даже для гладких крыш, хотя к некоторым моделям нужны продольные выемки для упоров по краям крыши. Главный плюс — совместимость почти на 100%, а еще — защита поперечин закрытыми дверями (но бывают и исключения).
* Магниты. Нужна только металлическая крыша, соответственно, налицо предельная универсальность и простота в использовании. Однако при этом легко поцарапать поверхность, а еще при таком креплении груз легко украсть. Кроме того, применение магнитов требует поверхности без грязи и наледи.
* Наконец, есть вариант совсем без багажника. Груз укладывается на расположенные по всей крыше направляющие.

Поперечины — это вспомогательный слой, поэтому большого разнообразия здесь нет. Есть фактически только два профиля — прямоугольный и овальный.
Что же касается верхнего, функционального слоя, то он зависит не от конструктивных особенностей автомобиля, а от характера перевозимых грузов.
Классификация по предназначению

Во многом конструкция автомобильного багажника определяется его назначением. Можно выделить несколько видов.

* Дачно-хозяйственный. В этом варианте предпочтительно применение обыкновенной корзины с сеткой. Размер ее можно подстраивать под объем перевозимого груза. Сам багаж можно накрыть полиэтиленом или упаковать в обычную дорожную сумку, а также воспользоваться специальной сумкой, дно которой по величине совпадает с корзиной.
* В случае длинномерных грузов (доски и т.п.) полезны уголки в качестве упоров. Тогда вес груза приходится на поперечины, а упоры удерживают его от смещения на поворотах.
* Туристический. Наиболее целесообразный вариант — бокс на крышу. Герметичная пластиковая емкость защищает вещи от дождя и пыли, замки — от кражи. При этом бокс оптимален в смысле аэродинамики и не портит внешний вида автомобиля. Боксы бывают разных размеров и пропорций, могут открываться с одной или двух сторон.
* Спортивный. Он предназначен для перевозки снаряжения. Существует немало разновидностей в зависимости от того, что требуется закрепить на багажнике. В лидерах с огромным отрывом идут велосипеды, которые конструкция позволяет перевозить стоймя до трех штук в собранном виде или без переднего колеса

Единственное замечание: велосипеды на крыше заметно увеличивают высоту автомобиля. Столь низкие мосты попадутся вряд ли, а вот ветки или не полностью поднятый шлагбаум задеть можно.

Зимой в ходу багажники для лыж и сноубордов. Снаряжение в них во избежание повреждений обычно фиксируется резиновыми профилями.
Наконец, еще одна группа багажников спортивного назначения служит для перевозки лодок и серфов.

Благодаря компактности по ширине на крыше такой багажник можно совместить с боксом или длинномерным грузом.
 

www.avtobeginner.ru