Развод ГИБДД – практика: чехарда со знаками

Разговор о дорожных знаках можно вести бесконечно. Виной тому – их редкое соответствие ГОСТу: то их не видно, то они отсутствуют, то обозначают невесть что.

Все эти упущения могут привести (и приводят) к ДТП, причем иногда к достаточно серьезным. Кто должен следить за пригодностью и наличием дорожных знаков, кто уполномочен сообщать о поломках и несоответствии ГОСТу?

В этой ситуации выигрывают только недобропорядочные работники ГИБДД. Мы уже описали не одну схему развода с участием некачественного знака, или с его отсутствием.

Надо сказать, что на карте ГИБДД, висящей на стене в местном ГИБДД, все знаки указаны, хотя порой на месте они отсутствуют. Было время, когда водителей штрафовали согласно знакам именно на этой карте, а не по факту их наличия на местности. Сегодня мало что изменилось – знак на месте, но либо нечитаем, либо повернут непонятно кому. То есть фактически его нет, если следовать ГОСТу. Работники же ГИБДД так не всегда считают. Недавно в редакцию Finamauto пришло еще одно письмо на тему дорожных знаков и их несоответствия ГОСТу или полного отсутствия:

"Здравствуйте! Прочитала Вашу статью "Сотрудники ГИБДД пытались выдать один знак за другой". В статье встретила ссылку на ГОСТ Р 50597-93, п. 4.1.6 ("временные дорожные знаки должны быть сняты в течение суток..."). Мой опыт показывает, что данное требование не выполняется систематически. Думаю, каждый сможет привести множество примеров. Например, знак, ограничивающий скорость до 40 км/ч в связи с дорожными работами, висел на участке Носовихинского шоссе (за 1-1,5 км до Московского малого кольца, если ехать из Москвы), по крайней мере года полтора. Указанное ограничение никто (или почти никто) не соблюдал, но справедливости ради надо отметить, что сотрудники ГИБДД водителей в этом месте не караулили.

Скажите, пожалуйста, должен ли участник движения выполнять требования подобных знаков, очевидно потерявших свою актуальность?

Другая проблема, с которой я сталкиваюсь очень часто - нелюбовь наших дорожных служб к знаку "Главная дорога". Подъезжаешь к незнакомому перекрестку и начинаешь рассматривать столбы перпендикулярных дорог - есть там знак "Уступить дорогу" или нет?.. Бывает по-разному. Впрочем, и на знакомых перекрёстах приходится быть "начеку". Так, ещё полгода назад перекрёсток, образующийся на повороте Полимерной улицы при пересечении с дорогой без названия, соединяющей Утреннюю и Полимерную улицы, висел знак "Уступи дорогу" (кокетливо прикрытый распустившейся листвой). На самой Полимерной, как водится, знака "Главная дорога" не было. И тут вдруг знак "Уступи дорогу" сняли. Я ехала по Полимерной... Хорошо, что у меня и у водителя, въезжающего на Полимерную со сторону безымянной улицы, хорошая реакция... и тормоза. А то не избежать бы столкновения. И, согласно новому варианту размещения дорожных знаков, я была бы виновата. Верно ли, что ГОСТ не обязывает, повесив знак "Уступи дорогу", вешать также и знак "Главная дорога"?

С уважением, Ирина Владимировна"

Совершенно верно, Ирина Владимировна, согласно ГОСТ Р 50597-93, п. 4.1.6 "…временные дорожные знаки должны быть сняты в течение суток...", но на практике это делается редко. Например, на трассе Владимир - Муром они стоят уже больше года, хотя все работы закончены, за исключением нанесения дорожной разметки. Работники ГИБДД на этом участке также не стоят. Но все зависит от документации. Если по документам дорожные работы закончены, то знак не актуален, а если они все еще ведутся (просто на бумаге, а не на деле), то все знаки в силе. Кроме того, не нужно путать временные дорожные знаки, связанные со строительством и те временные знаки, которые устанавливаются по другим причинам. Это очень просто. Первая группа отличается от второй наличием знака 1.25 «Дорожные работы».

Выполнять требования дорожных знаков, связанных с ремонтом и строительством, или нет, решать только вам. Как говорилось выше, все зависит от того, закрыт наряд на работы, или нет. В случае с трассой Владимир-Муром, наряд может быть не закрыт, так как не нанесена еще дорожная разметка. В случае если вас остановят за превышение скорости на подобном участке дороги, то первым делом нужно выяснить в местном «Автодоре», окончены ли дорожные работы. Хотя если там стоят работники ГИБДД, то точно не окончены. Наряды экипажам ГИБДД раздаются начальством, которое до выдачи уж точно навело справки в том же «Автодоре». Если же работников ГАИ на местности не наблюдается месяцами, то, естественно, наряды закрыты. Да и кто будет платить дорожникам за рабочие часы и дни, во время которых на ремонтирующемся участке нет ни техники, ни людей, а значит, наряд нужно закрыть сразу по завершении работ. На разметку, например, будет выписан новый наряд, а знаки пусть пока постоят – чего их таскать туда-сюда, согласовывать их установку с ГИБДД и так далее.

Теперь об отсутствии знаков. Главное – нет знака, нет и правила, с ним связанного. Все просто. Закрытый листвой или чем-то еще знак, как ни странно, продолжает действовать, пока вы не докажете обратное в суде (что очень и очень сложно).

Само собой, знак 2.4 «Уступи дорогу» всегда должен идти в паре со знаками 2.1 «Главная дорога», 2.3 «Примыкание второстепенной дороги», 5.1 «Автомагистраль», 5.3 «Дорога для автомобилей», и может заменяться на знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». Но то ли знаки эти хорошо идут на лопаты для уборки снега, то ли аэродинамика у них такая, что их сдувает, но часто эти знаки действительно отсутствуют. Поэтому обязательно страхуйтесь при проезде перекрестков, где знаки есть не на всех ответвлениях.

Следить за наличием дорожных знаков и сообщать об их отсутствии или несоответствии ГОСТу в местные коммунальные службы и «Автодор» обязана ГИБДД. Заявления от населения о чехарде с дорожными знаками и о стертой разметке принимаются в местных отделениях ГИБДД: в Дежурной части или в Отделе организации дорожного движения, Дорожном надзоре. Но попробуйте туда сперва дозвониться (я имею в виду Дорожный надзор), зато факс включается исправно – отправляйте заявление и дублируйте его в Дежурную часть по телефону устно. Если у вас есть время и возможность, можно приехать в местное отделение ГИБДД лично. Этим нужно заниматься нам, водителям, так как ни один нормальный человек не будет искать себе лишнюю работу. Я имею в виду работников ГИБДД, которые не сообщают в свой Дорожный надзор о несоответствии дорожных знаков и разметки ГОСТу. Чем вам не хобби? И польза от него немалая.

Теперь совет. Если на перекрестке пропали все знаки, то забудьте, как следовало его проезжать прежде и вспомните правило правой руки: кто справа, тот и на главной дороге. В случае ДТП, на последующей группе разбора прав будет не тот, кто ехал по памяти (мол, тут главная дорога всегда была), а тот, кто ехал по Правилам.

И напоследок, о несоответствии знаков разметке. Ни в коем случае не забывайте о том, что главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации 30.06.2008 г. направлено указание №13/6-120 о несоответствии линий горизонтальной разметки требованиям дорожных знаков, где говорится, что «При рассмотрении спорных ситуаций, когда установлено, что линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям установленных дорожных знаков, ситуацию следует трактовать в пользу участников дорожного движения».

www.finamauto.ru